ioncore: (Default)
[personal profile] ioncore
В продолжение темы по организации телетанковых батальонов давайте теперь поговорим о 152-м отдельном танковом батальоне ОСТ.

В принципе, основные организационные вехи межвоенного периода по 36-й лтбр и 152-му отб и так более-менее известны, кратко их история была очерчена еще Е.Дригом и М.Коломийцем.
Поэтому ниже я постараюсь избежать их повторения и сосредоточусь на ранее еще никем подробно не разбиравшихся моментах.

Сначала, опираясь на архивные документы (в первую очередь, на ЖБД бригады и 8-го ск) и другие работы (М.Мельтюхов "Советско-польские войны", Cz.Grzelak "Kresy w czerwieni 1939. Agresja Związku Sowieckiego na Polskę", R.Szubański "Plan Operacyjny Wschód" и P.Zarzycki "Plan mobilizacyjny „W”, воспоминания генерала К.Савицкого в сборнике "Sowiecki najazd 1939" и др.) мы попытаемся дать краткий очерк о действиях бригады и батальона в "освободительном походе" - одной из важнейших частей начального периода Второй Мировой войны - и рассказать о происходившем на направлении Дубно - Луцк - Владимир-Волынск - Хелм.

Я расписал эти события сравнительно подробно потому, что, во-первых, на территории Украины и России они детально мало кем разбирались и современному читателю малоизвестны (хотя, на мой взгляд, очень интересны).
В-вторых - там есть ряд поучительных моментов, на которых мне хотелось бы остановиться, но об этом будет уже во второй части.

Затем, в третьей части, мы переносем разговор в мою любимую плоскость предвоенных оргмероприятий в КОВО и комначсостава округа и поговорим о захватывающем дух спасении батальона от расформирования в начале 1941 г., потеоретизируем насчет того, чем может объясняться огромный сверхкомплект танков в 41-й тд 22-го мк, и попытаемся разобраться с комначсоставом батальона к июню 1941 г.


152-й отдельный танковый батальон в 1938 - 1940 г.

В предыдущей части мы оставили 152-й отб (бывший 3-й танковый батальон) в 1938 г. переформированным по новым штатам №10/870 и входившим в состав 36-й легкой танковой бригады (командир бригады комбриг М.Богомолов).
Начальником штаба 152-го отб тогда же, в июне, был назначен к-н Евстратий Васильевич Белов (который в 1940 г. станет командиром батальона), командир же батальона в этот период мне, к сожалению, неизвестен.
В 1938 - первой половине 1939 гг. бригада продолжала дислоцироваться в Киеве, размещаясь в военном городке близ з-да "Большевик", там же располагался и 152-й отб.

Прежде чем мы перейдем к описанию собственно действий бригады и батальона в "освободительном походе", отметим, что в ЖБД бригады батальоны именуются не своими отдельными номерами, а порядковыми (с 1 по 4).
Неиспользование "новых" номеров или использование вперемешку "новых" и "старых" вообще типично для документов 1938 - 1939 гг., поэтому мы будем исходить из обоснованного предположения, что 3-м тб в бригаде продолжали "по старой памяти" называть 152-й отб.


Развертывание КОВО перед польской кампанией

В связи с возрастающей военной напряженностью в Европе, еще в мае 1939 г. в Красной Армии началась разработка новой системы мобразвертывания, в рамках которой все скрытые (предназначенные к развертыванию в случае мобилизации) дивизии переводились в открытые и система тройного развертывания фактически ликвидировалась.
4 августа 1939 г. начальники штабов западных округов (в т.ч. НШ КОВО) получили директиву ГШ КА, согласно которой к 1 сентября требовалось под видом подготовки к учениям провести рекогносцировку ТВД по программе, предполагавшей скорое развертывание крупных сил Красной Армии на западном направлении.
15 августа 1939 г. нарком обороны отдал соответствующие директивы военным советам округов (в т.ч. и КОВО), согласно которым предстояло сформировать 18 управлений стрелковых корпусов, перевести кадровые дивизии на новые штаты и развернуть 36 дивизий тройного развертывания в 92 ординарные дивизии.
4 сентября, с началом Второй Мировой войны, нарком обороны своим приказом задержал на 1 месяц увольнение красноармейцев и младших командиров в войсках округов Европейской части СССР и объявил призыв на учебные сборы в приграничных округах (в т.ч. в КОВО).

6 сентября около полуночи в штабе КОВО получена директива наркома обороны о проведении "Больших учебных сборов".
7 сентября с утра началась скрытая мобилизация, заключавшаяся в развертывании отдельных частей сроком готовности до 10 суток с тылами по штатам военного времени. В КОВО развертывались части 5 стрелковых, 3 кавалерийских и 1 танкового корпуса, 23 стрелковых и 7 кавалерийских дивизий, 10 танковых и 1 моторизованной бригады.
Среди прочих соединений КОВО развертывалась по штатам военного времени и 36-я легкая танковая бригада с нашим 152-м отдельным танковым батальоном.

9 сентября приказом наркома обороны и начальника ГШ округу следовало к исходу 11 сентября скрытно сосредоточить войска и быть готовым к решительному наступлению с целью молниеносным ударом разгромить противостоящие войска противника.
В частности, Шепетовской армейской группе (командующий войсками группы комдив И.Советников, с 18 сентября переименована в Северную группу, с 28 сентября переименована в 5-ю армию) , в которую должна была войти и 36-я лтбр, следовало наступать в общем направлении на Ровно, Луцк, к исходу 13 сентября овладев районом Ровно, Дубно, к исходу 14 сентября овладеть районом Луцк, имея в виду дальнейшее наступление на Владимир-Волынск.

В дальнейшем, однако, по ряду причин (сообщение о взятии немцами Варшавы оказалось ложным, фронты оказались не вполне готовы и т.п.) сроки начала наступления были перенесены на несколько дней и соответствующие приказы о наступлении были отданы в войска лишь 14 сентября, с соответствующим изменением сроков.
11 сентября на базе управления округа было сформировано и развернуто управление Украинского фронта (командующий войсками командарм 1 ранга С.Тимошенко).
К 7-15 сентября войска фронта в целом завершили мобилизацию и сосредоточились в исходных районах у границы с Польшей.

16 сентября Военный совет Украинского фронта поставил подчиненным войскам боевые задачи.
36-я легкая танковая бригада, вошедшая в состав 8-го стрелкового корпуса (командир корпуса комбриг И.Рубин), должна была действовать на правом фланге Шепетовской армейской группы и наступать в направлении Здолбунов - Дубно.

Среди основных задач, поставленных корпусу, было овладение подвижными отрядами (фактически - силами 36-й лтбр) линией ж/д и мостами через рр.Стырь и Горынь.
Бригада была единственным танковым соединением, входившим в состав Шепетовской группы, поэтому скорость продвижения северного крыла Украинского фронта во многом зависела от её быстрых и решительных действий.

В 11-00 16 сентября приказом командира Шепетовской армейской группы №1 бригаде (без четвертого танкового батальона, находившемся в резерве в районе Славута) была поставлена задача: посадив на танки один батальон 44-й сд (командир дивизии комбриг А.Виноградов), перейти в наступление из исходного района Черниводы, Долгий Брод, Дорогощь и овладеть рубежом Здолбунов, Мизоч, Белк, Мощаница, к исходу дня заняв Дубно.
152-й отб при этом должен был действовать на Острог, Михалполь, Плоское, Глупанин, Уежджце.


Силы прикрытия польской армии в районе Острог - Дубно

По предвоенным польским планам прикрытия, в случае войны с СССР на участке Сарны - Кременец должна была развертываться Армия "Волынь", в состав которой должны были войти, в основном, войска II Люблинского округа:

  • 13-я пехотная дивизия (район отмобилизования Броды, Ровно)

  • 27-я пехотная дивизия (район отмобилизования Владимир-Волынский, Луцк, Ковель)

  • 3-я дивизия легионеров (район отмобилизования Хелм, Люблин, Замосць)

  • Волынская бригада кавалерии (район отмобилизования Ровно, Острог, Ровно, Грубешов)

  • Кресова бригада кавалерии (район отмобилизования Броды, Кременец, Жешув, Жолкев)

  • а также 2-я дивизия легионеров, перебрасывавшаяся из X Перемышльского округа.

Даже будучи развернутой в этом составе, армия все еще уступала бы количественно и качественно (в танках) совокупным силам Шепетовской и правого фланга Волочиской армейских групп Украинского фронта (пять стрелковых, три кавалерийские дивизии, две танковые бригады), однако, по крайней мере, она могла бы уже оказать организованное и упорное сопротивление.

В частности, на направлении наступления 8-го ск (и 36-й лтбр) оказалась бы в первом эшелоне 13-я пехотная дивизия в районе Здолбунов - Ровно и Волынская бригада кавалерии в районе Острог, а из второго эшелона армии в районе Клевань могли выдвинуться 2-я и 3-я дивизии легионеров.
Но, разумеется, произошедшее в реальности в августе - сентябре 1939 г. развертывание армии Польши против Вермахта привело к тому, что все эти силы были задействованы на германском фронте.

Фактически к 17 сентября с польской стороны 8-му ск противостояли лишь немногочисленные подразделения полка пограничной стражи "Здолбунов" (командир полка п/п-к В.Вегжиньский), три батальона которого ("Гоща", "Острог" и "Дедеркалы", четвертый батальон полка "Житин" к тому времени был также уже переброшен на германский фронт) были растянуты на фронте в 275 км и против которых, помимо 8-го ск, действовали также 2-й кк (командир корпуса комдив Ф.Костенко) и 24-я лтбр (командир бригады п-к П.Фотченков).

Конкретно 36-й бригаде противостояли лишь отдельные подразделения пограничных рот (застав) "Курганы" и "Новомалин" батальона "Острог" (командир батальона к-н С.Трояновский) и, разумеется, никакого существенного сопротивления польские пограничники при таком соотношении сил оказать были не способны.

В глубине польской территориии никаких регулярных армейских частей - исключая запасные и тыловые части и подразделения, училища и т.п. - на направлении действий 36-й лтбр также не было (подробнее о том, какими силами располагали поляки в районе Владимир-Волынский - Грубешов, мы поговорим ниже).


Наступление на Дубно - Луцк

Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность Польского государства.
В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы
и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше.
Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни.
Это значит, что Польское государство и его правительство фактически перестали существовать.


из ноты, зачитанной польскому послу В.Гжибовецкому замнаркома иностранных дел В.Потемкиным около 2-00 17 сентября 1939 г.


Советы вторглись. Приказываю осуществить отход в Румынию и Венгрию кратчайшими путями.
С Советами боевых действий не вести, только в случае попытки с их стороны разоружения наших частей.
Задача для Варшавы и Модлина, которые должны защищаться от немцев, без изменений.
Части, к расположению которых подошли Советы, должны вести с ними переговоры с целью выхода гарнизонов в Румынию, или Венгрию.


приказ Главнокомандующего ВС Польши, маршала Э.Рыдз-Смиглы


16 сентября я заступил дежурным по батальону.
Наша разведка сообщала, и это подтверждалось пограничными дозорами,
что русские сосредоточили огромные силы непосредственно против нашего участка.
Около 3 часов ночи 17 сентября с пограничных постов сообщили,
что русские перешли границу сразу во многих местах.
Красные ракеты сигнализировали об использовании ими танков,
а доносящаяся стрельба говорила об идущих боях.
Я известил командира батальона и позвонил в Ровно <
командующему Люблинским округом,
бригадному генералу - П.В.> генералу Сморавиньскому, от которого получил следующий ответ:
"Не вступать в бой. Мы пока ничего не знаем о намерениях русских и не можем обвинять СССР в агрессии"
Мне оставалось лишь передать всё это <
командиру батальона - П.В.> капитану Трояновскому.

из воспоминаний командира взвода резервной роты батальона "Острог" подпоручика М.Ковальского


17 сентября 1939 г. в 5 часа утра, без объявления войны, советские войска напали на Польшу и перешли её государственную границу во многих местах.
Батальоны 36-й лтбр, не встречая серьезного сопротивления со стороны малочисленных польских пограничников, устремились вглубь территории страны, разрушая линии связи и захватывая врасплох отдельные подразделения польских войск.


Фрагмент ЖБД 8-го стрелкового корпуса

В условиях подавляющего советского превосходства, имея прямой приказ не вступать в бой, управление пограничного батальона "Острог" в количестве 80 человек, включая самого командира батальона Трояновского, командира резервной роты поручика Й.Плиса, батальонного врача к-на Ридгера и начальника отделения жандармерии вахмистра Франтишека всё сдались в плен без сопротивления.
Впоследствии Трояновский, Плис, Ридгер и Франтишек будут расстреляны в Катынском лесу.

1-я танковая рота 152-го отб, высланная к ст.Озеряны, повалила танком телеграфный столб и порвала провода, прервав связь между станциями Здолбунов и Дубно, и окружила находившиеся там два эшелона с польскими солдатами.
Предложив старшему начальнику одного из эшелонов проследовать в штаб бригады для переговоров и пользуясь его отсутствием, командир роты уговорил польских солдат сдаться. Вернувшийся польский офицер оказался поставлен перед фактом сдачи обоих эшелонов и станции.

Как отмечали в штабе 36-й лтбр, к исходу дня 17 сентября большое количество пленных (3000 человек с 1500 винтовками и 30 пулеметами) вызвало большой расход танков для разоружения и конвоирования; штатного стрелково-пулеметного батальона по действующей организации в составе бригады не было, а имевшейся пехоты (десанта) не хватало.

Mieczyslaw_Smorawinski.png
Слева направо: Богомолов, Трояновский

Обеспокоенное медленным темпом продвижения частей корпуса (задача дня - занятие Дубно - выполнена не была), командование Армейской группы в лице прибывшего в штаб корпуса и бригады НШ группы п-ка С.Трофименко приказало бригаде
возобновить наступление уже в ночь на 18-е сентября, лишив таким образом, танкистов ночного отдыха.

Задачей 152-го отб на следующий день было наступать из района Погорельце на северную окраину Дубно, кол.Клещиха, Хорупаны с задачей овладеть Дубно, далее в готовности действовать на Луцк.
В 3-00 18 сентября батальон выступил из исходного положения и, пройдя по мостам через р.Иква, вышел к северо-западной окраине Дубно, где встретил колонну около 2000 человек польских войск, окружил ее несколькими танками и принудил к сдаче и разоружению.

После устроенного большого привала в середине дня, в 15-00 батальон перешел в наступление вдоль шоссе на Луцк, имея задачу ударом в лоб деморализовать Луцкий гарнизон, и, не останавливаясь в городе и не производя разоружения, выйти на северо-западную окраину города, отрезая пути отхода полякам на Владимир-Волынский.
К исходу дня батальон, не встречая сопротивления польских войск, выполнил поставленную задачу и приступил к разоружению отдельных групп польских военнослужащих, подходящих с запада к Луцку.

О том, что происходило в это время с польской стороны, и как в дальнейшем развивался "освободительный поход" на Владимир-Волынском направлении мы поговорим в следующей части.

Profile

ioncore: (Default)
ioncore

December 2025

S M T W T F S
 1 23456
78 910111213
14151617 18 19 20
2122 2324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 24th, 2025 12:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios